АBC-анализ дебиторской задолженности


 
 
 

В основание классификации дебиторских задолженностей можно поставить распределение этих задолженностей в зависимости от целевой группы должников. Здесь применяют маркетинговые подходы, основанные на изучении поведения потребителя. Учет причин неплатежей и подлинных возможностей должников по оплате долгов проводят на основе данных учета о платежах и различных задолженностях. Один из таких способов - АВС-анализ.

АВС-анализ (ABC-Analysis) связан с именем экономиста и социолога из Италии Вильфредо Парето. В основе этого способа лежит закон, открытый этим экономистом, который говорит о том, что за большую часть возможных итогов отвечает довольно небольшое количество причин. На сегодня этот закон называют «правилом 20 на 80».

Очередность проведения анализа: первое - рассчитать общую задолженность всех клиентов из списка; второе - взять 80% от этой суммы; третье - выделить по списку (начиная с самых больших задолженностей), потребителей, задолжавших 80% от общей суммы. Их значительно меньше от общего числа должников. Эта выделенная группа - первая и основная целевая аудитория. Работа с этими должниками должна выстраиваться на основании персонального подхода. Такие усилия оправдываются суммами возвращенных долгов. Таким же образом выделяют еще 2 группы.

Этот метод предоставляет возможность формировать целевую аудиторию должников, к которым методы по взыскания долгов будут отличаться, это позволит выбрать наиболее эффективные. К преимуществам можно отнести также и выбор дебиторской группы, аккумулирующей наибольшую сумму. При использовании АВС-анализа возникают и некоторые трудности, особенно у коммунальных предприятий, заключающиеся в необходимости автоматизации взаимоотношений со своими дебиторами. При этом компьютеризованный учет должен вестись по последним потребителям. Результат анализа - списки должников.

Метод АВС-анализа используют главным образом при управлении уже существующей дебиторской задолженностью. Для предупреждения появления непредсказуемых задолженностей можно применить управление с установкой кредитных лимитов - максимально допустимых размеров дебиторской задолженности, как для организации, так и для каждого контрагента или устанавливают для каждого коммерческого отдела в организации, и утверждают распоряжением директора.

По подобной схеме происходит и распределение лимитов среди менеджеров, работающих с покупателями. А, каждый из менеджеров должен будет распределить выданный ему кредитный лимит по своим клиентам. Обычно, новым покупателям кредитный лимит устанавливают в размере, не превышающем среднемесячного объема продаж. Контрагентам, работающим с организацией более полугода, кредитный лимит устанавливает менеджер и обязательно утверждает его у руководства.

С этим и многим другим вы можете ознакомиться на сайте компании ООО «СПМ-Кон­салт» налоговый консалтинг, пройдя по ссылке.